Обсуждение социально-экономических проблем современной России часто ведется изолированно от опыта других стран, и, прежде всего посткоммунистических.

Анализ эффективности системы управления дебиторской задолженностью ООО «ЛУДИНГ-Красноярск»

Для оценки эффективности системы управления дебиторской задолженностью проведем анализ основных показателей эффективности и раскроем специфику работы компании (образования дебиторской задолженности) в ООО «ЛУДИНГ-Красноярск».

Для управления дебиторской задолженностью в компании ООО «ЛУДИНГ-Красноярск» существует целый ряд отчетов, формирующихся как вручную, так и с помощью средств автоматизации учета (1С). Рассмотрим каждый отчет в отдельности.

. Анализ задолженности

С помощью программы 1С реализована возможность формирования отчета «Аналитика задолженности», пример которого представлен в приложении К.

Данный отчет позволяет на указанную дату, по указанному клиенту или группе клиентов сформировать перечень документов по задолженности с указанием даты наступления платежа и количества оставшихся дней до оплаты либо количество дней просрочки. С помощью такого отчета сотрудники коммерческой службы ежедневно контролируют дебиторскую задолженность по вверенным им территориям, осуществляют сбор денежных средств (если клиент рассчитывается наличными денежными средствами). Этот отчет был использован для расчета эффективности предложенных мероприятий.

. План поступления денежных средств

В организации не производится планирование уровня дебиторской задолженности, но ежемесячно делается расчет по планируемым поступлениям денежных средств на расчетный счет и в кассу организации, который представлен в приложении Л.

. Анализ продаж

В течение месяца в 1С возможно сформировать отчет «Анализ продаж», который кроме показателей выполнения плана показывает сумму общей дебиторской задолженности, просроченной (до 10, с 10 до 19 и более 20 дней) и долю просроченной в общей сумме. Отчет представлен в приложении М.

В типовых договорах поставки и дополнительных соглашениях существует возможность управления дебиторской задолженностью.

В дополнительных соглашениях - с помощью выплаты премии от отгрузки, предусмотренной ст. 9. п. 4 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [7].

В договоре поставки предусмотрены штрафные санкции за нарушение финансовой дисциплины со стороны покупателей согласно пункту 5.3: «…

в случае нарушения Покупателем сроков оплаты поставленного товара Поставщик вправе потребовать от Покупателя уплаты неустойки. Взыскание неустойки осуществляется на основании требования Поставщика. Неустойка взыскивается в форме пени в размере 0,1% от размера просроченной задолженности за каждый календарный день просрочки оплаты. Исчисление пени начинается с первого дня образования задолженности за поставленную партию товара. Оплата пени осуществляется Покупателем в течение 5 (пяти) банковских дней от даты выставления счета».

Однако данный пункт за время работы компании никогда не применялся.

В дополнительном соглашении существует пункт 5, в котором сказано: «Премия предоставляется при условии соблюдения финансовой дисциплины Покупателем и предоставления надлежаще оформленных документов (отчеты, акты, счета и пр.)». На наш взгляд, следует внести в него уточнения в части не предоставления премии, ее задержки или урезания в случае наличия у клиента просроченной дебиторской задолженности.

Процесс управления дебиторской задолженностью регламентирован внутренними нормативным документом ООО «ЛУДИНГ-Красноярск» «Регламент управления дебиторской задолженностью». Часть инструментов регулирования отношений с покупателями предусмотрена в документе, разработанном предприятием «Коммерческая политика». Подробное описание основных положений документов и схема работы с дебиторской задолженностью приведены в приложении Н.

В общем виде схема работы с просроченной дебиторской задолженностью в ООО «ЛУДИНГ-Красноярск» выглядит следующим образом (за исключением сетевых клиентов):

Рисунок 7 - Действующая схема работы с просроченной дебиторской задолженностью ООО «ЛУДИНГ-Красноярск»

В работе с просроченной дебиторской задолженностью сетевых контрагентов имеется специфика. Во-первых, переговоры с такими клиентами не передаются в службу безопасности. Во-вторых, для каждого такого клиента решение о проведении претензионно-исковой работы принимается после достижения просроченных платежей 15 календарных дней, причем решение принимается по согласованию с головной компанией. В третьих, в случае возникновения просроченной дебиторской задолженности, отгрузка может быть приостановлена и покупателю направляется уведомление о неправомерности применения штрафных санкций за недопоставку (если такие предусмотрены договором). Только один раз дело дошло до суда вследствие банкротства ОАО «АЛПИ». В большинстве случаев работа ведется индивидуально, и может затягиваться на длительные сроки, в результате чего компания бесплатно финансирует контрагентов, не компенсируя собственную упущенную выгоду.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5


Другие статьи по теме

Резервы роста прибыли на ЧУП Донарит и пути их реализации
В условиях рыночной экономики получение прибыли является непосредственной целью деятельности предприятия. Как экономическая категория прибыль характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль явля ...

Рынок, его структура, функции
Наряду с традиционной и командной экономическими системами, рыночная экономика участвовала в развитии большинства стран мира. Возникнув много веков назад, сейчас она считается наиболее развитой и цивилизованной. Рыночные связи охваты ...

Copyright © 2020 - www.fnavi.ru