Обсуждение социально-экономических проблем современной России часто ведется изолированно от опыта других стран, и, прежде всего посткоммунистических.

Порядок проведения анализа прибыли и рентабельности

Проводить анализ прибыли и рентабельности исследуемого предприятия будем на основе методики авторов Ковалева К.В., Панкова Д.А., Савицкой Г.В.

Анализ прибыли и рентабельности на предприятия в качестве основных элементов включает в себя:

исследование изменения каждого показателя за анализируемый период (горизонтальный анализ);

исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ);

изучение влияния отдельных факторов на результативный показатель (факторный анализ).

Начальным этапом проведения анализа прибыли и рентабельности является анализ валовой прибыли.

Общий финансовый результат деятельности предприятия представляет собой сумму прибылей и убытков от реализации продукции (работ, услуг), результатов прочей реализации. Анализ начинается с изучения динамики за ряд лет (минимум за два года) массы прибыли и изменения ее структуры. [20,197]

Изменение структуры валовой прибыли характеризует качество формирования самой прибыли. Снижение в ее составе удельного веса прибыли от реализации продукции (работ, услуг) оценивается как ухудшение качества валовой прибыли, особенно с точки зрения кредиторов. Для выявления конкретных причин снижения удельного веса прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и определения возможности ее увеличения проводят факторный анализ этого показателя.

В процессе анализа прибыли от реализации продукции (работ, услуг) изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации и определяются факторы изменения ее суммы.

Важнейшим фактором, влияющим на величину дохода от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации, в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.

Не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение себестоимости продукции.

Если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли от реализации прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли от реализации и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем материальных, трудовых и прочих затрат на ее производство, а также управленческих и коммерческих расходов, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор, в свою очередь, находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно, увеличению прибыли. [21,132]

Для определения влияния на прибыль от реализации этих факторов используют метод подстановки, который необходим для расчета влияния факторов во всех типах детерминированных факторных моделей. Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью ряд условных величин, которые учитывают изменение одного, двух и т.д. факторов, допуская, что остальные факторы не меняются.

Для расчета влияния факторов на прибыль от реализации продукции методом подстановки будет использоваться следующая формула:

По = В-Зм - Зт - Зпроч - Рк - Ру, (3)

где В-нетто-выручка от продажи товаров, работ, услуг,

Зм - материальные затраты,

Зт - расходы на оплату труда,

Зпроч - прочие затраты на производство продукции,

Рк - коммерческие расходы,

Ру - управленческие расходы (оплата труда управленческому персоналу).

Изменение вышеперечисленных факторов может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на величину прибыли от реализации продукции. Так, снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

В таблице 3 изображен порядок проведения факторного анализа применительно к формуле (3).

Таблица 3. Факторный анализ прибыли от реализации продукции, работ, услуг

№ подстановки

В

Зм

Зт

Зпроч

Рк

Ру

По

∆По

Баз.

Баз.

Баз.

Баз.

Баз.

Баз.

Баз.

Поаз

1 подстановка

Отч

Баз.

Баз.

Баз.

Баз.

Баз.

По1

∆По(В)=По1 - По баз

2 подстановка

Отч

Отч

Баз.

Баз.

Баз.

Баз.

По2

∆По(Зм)=По2 - По1

3 подстановка

Отч

Отч

Отч

Баз.

Баз.

Баз.

По3

∆По(Зт)=По3 - По2

4 подстановка

Отч

Отч

Отч

Отч

Баз.

Баз.

По4

∆По(Зпроч)=По4-По3

5 подстановка

Отч

Отч

Отч

Отч

Отч

Баз.

По5

∆По(Рк)=По5-По4

6 подстановка

Отч

Отч

Отч

Отч

Отч

Отч

По6

∆По(Ру)=По6-По5

Перейти на страницу: 1 2


Другие статьи по теме

Рекламное агентство Граната
Рекламное агентство «Граната» организовано в 2001 году. Основной вид деятельности - наружная реклама (изготовление и размещение различных видов наружной рекламы). Большая часть коллектива компании представлена специалистами в облас ...

Роль рекламы в современных условиях на рынке монополистической конкуренции
Представляется, что анализ тематики «Роль рекламы в современных условиях на рынке монополистической конкуренции» достаточно актуален и представляет научный и практический интерес. Характеризуя степень научной разработанности п ...

Copyright © 2019 - www.fnavi.ru