Обсуждение социально-экономических проблем современной России часто ведется изолированно от опыта других стран, и, прежде всего посткоммунистических.

Соотношение категорий цены и ценности в современной экономики

Центральной категорией товарного производства является товар. Следует четко различать содержание категорий "благо", "продукт", "товар".

Прежде всего, товар нельзя отождествлять с благами, которые выступают как желаемые вещи, удовлетворяющие человеческие потребности. Во-первых, не все блага являются товарами, хотя в условиях рыночного хозяйства большая часть благ становится товаром. Во-вторых, если благо не является продуктом труда - это не товар. В-третьих; если блага не удовлетворяют потребности и никому не нужны - это тоже не товар. В-четвертых, когда благо создано для потребления внутри хозяйства, а не для обмена - оно также не является товаром. Таким образом, товар - это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена в целях удовлетворения потребностей людей.

От продукта товар принципиально отличается тем, что его путь от производства к потреблению обязательно пролегает через рынок. Товар - продукт труда, изготовленный не для собственного потребления, а с целью обмена на другие продукты. В этом смысле в качестве товара выступают и услуги, но они имеют специфику: не имеют материальной формы, их нельзя непосредственно накопить, потребить их можно только в момент производства.

Продукт становится товаром не в силу естественных свойств, его делают товаром общественные свойства (потребительная стоимость; общественный труд, воплощенный в товаре; способность обмениваться на другие продукты).

Рассматривая свойства товаров, следует учитывать соотношение категорий "ценность", "стоимость", "полезность".

Первоначально (в частности, в трудах русских ученых конца XIX века, а также в первые послереволюционные годы) немецкое слово "der Wert" обычно переводилось как "ценность". В переводах трудов К. Маркса и Ф. Энгельса вместо этого термина стали использовать "стоимость". Подобное разграничение было обусловлено тем, что стоимость стала увязываться с овеществленным в товаре общественным трудом, а сторона полезности при таком подходе исключалась из рассмотрения.

В современной экономической литературе по отношению к благам формулируется понятие ценности, имеющее два аспекта:

· оценку благ с точки зрения их полезности, способности удовлетворять определенные потребности человека;

· оценку благ с точки зрения того, что стоит (во что обходится) их получение, т.е. с позиции вклада человека в процесс производства.

Таким образом, ценность (стоимость) представляет собой синтез результатов и затрат, где первые (результаты) определяются как единство конкретной и абстрактной полезности, а вторые (затраты) - как единство конкретного и абстрактного труда (шире: всех воспроизводимых и невоспроизводимых ресурсов, имеющих альтернативные возможности применения).

К товару и его свойствам каждая научная школа подходила со своей методологией. В историческом плане можно выделить два подхода к анализу товара: на основе трудовой теории стоимости и с позиции теории предельной полезности (иначе - нетрудовой теории стоимости).

Прежде всего, рассмотрим основные положения трудовой теории стоимости. Ее разработка осуществлялась представителями классической буржуазной политической экономии (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо). Большой вклад в развитие трудовой теории стоимости внес К. Маркс, который систематизировал труды своих предшественников, изложил ее последовательно и всесторонне, раскрыл ее узловые элементы в их единстве и взаимосвязи.

В рамках трудовой теории стоимости четко различаются два свойства товара: потребительная стоимость и меновая стоимость. На различие потребительной и меновой стоимости обращали внимание Аристотель, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс и другие экономисты.

Потребительная стоимость - это совокупность полезных свойств товара, благодаря которым он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общества или отдельного человека (может служить пищей, быть одеждой или иным полезным предметом). Товар должен иметь не просто потребительную стоимость, а общественную потребительную стоимость, когда он призван удовлетворять потребности не самого производителя, а других членов общества, к которым поступает в процессе обмена. Значение потребительной стоимости заключается в том, что она составляет вещественное содержание богатства любого общества. С потребительной стоимостью связаны качество продукции, конкурентоспособность, значение которых возрастает в современных условиях.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи по теме

Реформа системы ЖКХ и её социально-экономические проблемы
Актуальность темы исследования заключается в том, что жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) играет важнейшую роль в социально-экономическом развитии России, так как обеспечивает жизненно важные потребности населения в жилищно-коммунальн ...

Резервы увеличения прибыли на основе анализа финансовых результатов деятельности предприятия
В данной дипломной работе предстоит наиболее подробно рассмотреть тему "Анализ результатов и обоснование мероприятий по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности". На наш взгляд данная тема является очень ...

Copyright © 2020 - www.fnavi.ru