Обсуждение социально-экономических проблем современной России часто ведется изолированно от опыта других стран, и, прежде всего посткоммунистических.

Оценка конкурентоспособности предприятия

В научной и учебной литературе конкурентоспособность трактуется по-разному. Это указывает, во-первых, на актуальность данной категории для современного развития предприятия, во-вторых дифференциацию подходов как пониманию, так и к оценке конкурентоспособностей. Разброс мнений вызван прежде всего тем, что это достаточно комплексное и ёмкое понятие, которое авторы с учётом целей своих исследований «приспосабливают» для решения локальных задач.

Конкурентоспособность - это способность предприятия получать прибыль при изменяющихся внешних условиях его деятельности, т.е. способность позитивно реагировать на систему государственного регулирования и контроля, на действия конкурентов и смежников. Такая способность достигается рядом объективных и субъективных характеристик функционирования предприятия и определяет его конкурентные преимущества. [2, с. 72]

Конкурентоспособность предприятия (фирмы) - это возможность эффективной хозяйственной деятельности и её практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств. Производство и реализация конкурентоспособных товаров и услуг - обобщающий показатель жизнедеятельности предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциал.

Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. [14, с. 9]

Оценка конкурентоспособности организации должна осуществляться на основе двух показателей: интегрального показателя конкурентоспособности товаров организации и устойчивости (эффективности) её функционирования. [3, с. 5]

Эти характеристики достаточно обширны и зависят от вида деятельности, рыночной ситуации, управленческих усилий и т.д. Обобщающие характеристики конкурентоспособности можно сгруппировать по следующим показателям, оценив их затем по десятибалльной рейтинговой системе.

1 Место расположения предприятия и доступность к рынкам ресурсов и рынкам по реализации продукции. В зависимости от экономической целесообразности наукоёмкие предприятия тяготеют к трудовым ресурсам с учётом квалификационного уровня привлекаемой рабочей среды (наукограды, технопарки, технополисы и т.д.). Перерабатывающие предприятия тяготеют к сырьевым регионам. А предприятия торговли и сферы услуг необходимо располагать ближе к потенциальным потребителям их продукции и услуг (определение зоны доступности с учётом покупательских предпочтений и поведения).

Для обеспечения конкурентности предприятия по признаку его территориального размещения целесообразно, во-первых, определить функциональную и производственную пригодность этой территории для данного предприятия; во-вторых, рассчитать затраты связанные с инвестициями и эксплуатацией объекта недвижимости на данной территории; в-третьих, возможную область деятельности, её развитие и перепрофилирование на данной территории; в-четвертых, анализ генерального плана застройки территории на долгосрочную перспективу. В соответствии с этим формируется портфель мест размещения - матрица, служащая для сравнительной оценки качества размещения сбытовых, производственных и административных организаций с точки зрения социально-экономической среды, качество земельных участков; людских, материальных, транспортных потоков; наличия коммуникаций, совместимости по мерам безопасности, возможности обеспечения необходимыми ресурсами с оптимальными затратами и т.д.

Оценка размещения существующих предприятий производится при выборке мер по улучшению восприятия потенциальными и реальными партнёрами места размещения: улучшение внешнего облика, формирование сети подъездных путей, стоянки транспорта и отдыха людей и т.д.

Для предприятий торговли и сферы услуг оценка размещения играет решающую роль в определении их конкурентоспособности. При этом в показателе размещения учитывается удалённость от центра населённого пункта, соседства с остановками маршрутных средств передвижения, наличие подъездных путей, например автодорог, внешний вид здания (сооружения), социализация, удалённость предприятия от зон тяготения покупателей (потребителей услуг), насыщенность предприятиями торговли и сферы услуг на территориальной зоне обслуживания, соседства с аналогичными конкурирующими или взаимодополняющими предприятиями.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи по теме

Рынок недвижимости в Молдове
Рыночная экономика имеет сложную структуру, одним из важных видов рынка является рынок недвижимости. Объекты недвижимости являются не только важнейшим товаром, удовлетворяющий разнообразные личные потребности людей, но одновременно ка ...

Реформа системы ЖКХ и её социально-экономические проблемы
Актуальность темы исследования заключается в том, что жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) играет важнейшую роль в социально-экономическом развитии России, так как обеспечивает жизненно важные потребности населения в жилищно-коммунальн ...

Copyright © 2021 - www.fnavi.ru