Обсуждение социально-экономических проблем современной России часто ведется изолированно от опыта других стран, и, прежде всего посткоммунистических.

Конкуренция и конкурентоспособность как движущие силы развития общества

С учётом анализа литературы по конкуренции нами предлагается следующее определение: конкуренция - процесс управления субъектом своими конкурентами преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.

Как было доказано другими экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономики ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Поэтому конкуренция - очень сложное понятие. Особенно важно изучить её механизм в условиях российской экономики, только начинающей осваивать этот механизм.

По степени интенсивности конкуренция может быть:

· привлекательной, когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;

· умеренной, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;

· ожесточенной для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента;

· ожесточённой для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглощает, уничтожает либо изгоняет субъект из данного сегмента.

Формы конкуренции:

1) предметная - конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность;

2) функциональная - конкуренция между товарами (объектами) - заменителями;

3) личностная.

Методы конкуренции:

) на основе повышения качества товара (неценовая);

2) на основе критерия повышения качества сервиса потребителей товара;

) на основе снижения цены (ценовая);

) на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара;

) на основе повышения качества процессов управления;

6) на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

Конкуренция может происходить на следующих уровнях: местном (в группе, отделе, организации и т.п.); региональном (районе, городе, области и т.п.); национальном (в стране); межнациональном (в нескольких странах); глобальном (в мировом масштабе, без конкретно определенных странах).

Характеристика различных форм рынков приведена в табл.1.1, в которой формы монополистической конкуренции, олигополии и монополии относятся к несовершенной конкуренции.

Табл. 1.1 Характеристика различных форм рынков

Параметры (признаки рынка)

Формы рынков

Совершенная, или чистая конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия

1.Количество производителей (продавцов)

Много

Много, но товар каждого из них имеет сущ-ие отличия

Мало (2 - 8)

Один

2.Количество покупателей

Много

То же

Два и более

Один или несколько

3.Сила конкуренции

Очень сильная

Сильная

Слабая

Отсутствие

4.Доли на рынке

Малые

Малые

Большие

Весь рынок

5.Доступ к рынку

Открыт

Затруднён

Затруднён

Блокирован

6.Объём продаж

Определяется КС и спросом на товар

Определяется КС, спросом и сговором участников

Определяется спросом, КС и сговором участников

Определяется спросом

7.Политика ценообразования

На основе закона спроса и предложения

На основе спроса и КС

Определяется спросом и КС

Определяется производителем (продавцом)

8.Роль качества и конкуренции

Очень высокая

Очень высокая

Высокая

Определяется ситуацией

9.Роль рекламы и продвижение товара

Высокая

Высокая

Очень высокая

Определяется ситуацией

10.Норма прибыли производителя (ориентировочно)

Незначительная

2 - 8%

8 - 20%

Более 20%

11.Эф-сть исп-ия ресурсов

Очень высокая

Высокая

Средняя

Низкая

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Другие статьи по теме

Способы снижения затрат на производство нового продукта
Суть экономики предприятия составляет определение и сопоставление затрат и результатов производства и их сопоставление. Результаты деятельности предприятия многообразны и включают наряду с производственными и экономическими (финансовым ...

Резервы снижения себестоимости
В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку, управлению предприятия необходимо постоянно проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная инфо ...

Copyright © 2020 - www.fnavi.ru