Обсуждение социально-экономических проблем современной России часто ведется изолированно от опыта других стран, и, прежде всего посткоммунистических.

Дебиторская задолженность: понятие, характеристики, причины возникновения

Дебиторская задолженность в соответствии как с международными, так и с российскими стандартами бухгалтерского учета определяется как суммы, причитающиеся компании от покупателей (дебиторов). Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Как правило, покупателем не предоставляется какого-либо письменного подтверждения задолженности за исключением подписи о приемке товара на товаросопроводительном документе [31].

Экономическая сущность дебиторской задолженности представляет собой средства, временно отвлеченные из оборота организации. Можно сказать, это деньги, которые у организации имеются, но не в прямом смысле в виде денег, а в виде обязательств, имущественных требований к юридическим или физическим лицам, которые являются должниками данной организации.

Дебиторскую задолженность можно трактовать следующим образом:

1. как часть продукции, проданной покупателям, но еще не оплаченной (то есть дебиторская задолженность образуется в результате несовпадения момента отгрузки и оплаты продукции, оказания услуги, выполнения работы);

. в качестве одного из элементов оборотных активов, которые финансируются за счет собственных или заемных средств;

3. в качестве средства погашения кредиторской задолженности.

Таким образом, дебиторская задолженность - часть оборотного капитала организации, и кроме этого, один из главных элементов, определяющих финансовое положение того или иного предприятия. Рост дебиторской задолженности ухудшает финансовое положение предприятия вследствие того, что денежные средства перестают участвовать в хозяйственном обороте, соответственно, не приносят никакого дохода, что часто ставит предприятие в затруднительное положение при расчетах с другими предприятиями. А это, в свою очередь, влечет за собой разного рода непредвиденные расходы (неустойки за нарушение договорных обязательств, пени, штрафы) [33].

Предприятия заинтересованы продавать свою продукцию покупателям и заказчикам, способным своевременно оплачивать счета.

Все счета к получению классифицируются по группам: срок оплаты не наступил, просрочка от 1 до 30 дней, от 31 до 90, от 91 до 180, от 181 до 360 дней, более 1 года.

В состав дебиторской задолженности включают две группы статей второго раздела актива баланса:

дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты;

дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты.

По федеральному закону «О несостоятельности» (гл. 1, ст. 6, п. 2) претензии к должнику могут быть предъявлены уже после 3 месяцев неоплаты в размере 100 тысяч рублей (для юридических лиц) и 10 тысяч рублей (для физических лиц), что практически приравнивает всю задолженность более 90 дней к просроченной [3].

В каждой из этих групп выделяются виды дебиторов: покупатели и заказчики, векселя к получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, задолженность участников по взносам в уставной капитал, авансы выданные, прочие дебиторы (задолженность за налоговыми органами, работников по ссудам и займам, подотчетных лиц, поставщиков по недостачам, обнаруженным при приемке, штрафы, пени, неустойки) [35]. В большинстве случаев задолженность покупателей и заказчиков является наибольшей и достигает 90% и более всей дебиторской задолженности.

По характеру образования дебиторская задолженность делится на нормальную и неоправданную. К нормальной задолженности предприятия относится та, которая обусловлена ходом выполнения производственной программы предприятия, а также действующими формами расчетов (задолженность по предъявленным претензиям, задолженность за подотчетными лицами, за товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил). Срок погашения по данной задолженности либо еще не наступил, либо составляет менее месяца. К допустимой дебиторской задолженности относятся, например, авансы на закупку сельскохозяйственной продукции (для пищевой промышленности); авансы на командировочные расходы, если срок сдачи авансового отчета не истек; задолженность по квартплате за текущий месяц; претензии к поставщикам, субподрядчикам за недопоставки материалов, невыполненные по договору работы, в пределах срока их рассмотрения.

Неоправданной дебиторской задолженностью считается та, которая возникла в результате нарушения расчетной и финансовой дисциплины, имеющихся недостатков в ведении учета, ослабления контроля за отпуском материальных ценностей, возникновения недостач и хищений (товары отгруженные, но неоплаченные в срок, задолженность по недостачам и хищениям и др.) [58].

Перейти на страницу: 1 2 3


Другие статьи по теме

Расчёт показателей, определяющих себестоимость работ по оптимизации ПК
Современные мобильные телефоны в качестве носителей информации и других данных используют Flash накопители (карты)карты - являются популярными накопителями информации, они настолько распространены, что встречаются практически в любом с ...

Совершенствование малого бизнеса в муниципальном образовании
Актуальность темы исследования. В условиях трансформации экономического потенциала России малый бизнес сыграл весьма важную, в некотором смысле системообразующую, роль в создании новой региональной экономики. Сложившаяся территориальная сп ...

Copyright © 2019 - www.fnavi.ru