Обсуждение социально-экономических проблем современной России часто ведется изолированно от опыта других стран, и, прежде всего посткоммунистических.

Предмет, формы, функции и виды конкуренции

Становление в России рыночных отношений обусловило возникновение конкурентной среды в различных отраслях экономики.

Конкуренция является неотъемлемой компонентой рыночной экономики. Она побуждает предпринимателей и коммерсантов в наиболее сжатые сроки внедрять всё то новое, что является в результате научных исследований и достижений научно-технического прогресса.

Благодаря конкуренции на рынке обеспечиваются:

· наилучшее согласование планов производства продукции (услуг) производителей с потребностями потенциальных покупателей;

· наиболее эффективное расходование разных видов ресурсов, используемых при производстве готовой продукции (оказании услуг);

· распределение доходов (прибыли) между товаропроизводителями в соответствии с достигнутыми ими конечными экономическими и финансовыми результатами предпринимательской (коммерческой) деятельности.

В Законе РФ от 22 марта 1991г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» дано следующее определение понятия «конкуренция».

Конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулирует производство товаров, требующихся потребителю.

Также существуют следующие определения конкуренции.

Конкуренция - (лат. concurrere - сталкиваться) экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между вступающими на рынки предприятия в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли.[6, с. 93]

Конкуренция - это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом, она должна стать образом жизни каждого работника. [14, с. 9]

Конкурентоспособность - это относительная характеристика, отражающая положение предприятия на рынке по отношению к состоянию предприятий-конкурентов, сформированному под воздействием внутренних и внешних факторов. [9, с. 165]

Конкуренция представляет собой рыночный способ хозяйствования. Вместе с тем это и форма существования капитала при котором один капитал соперничает с другим. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» (по Адаму Смиту), которая координирует деятельность всех участников рыночных отношений.

Конкуренция выступает в качестве необходимой организационно-экономической основы для внедрения предприятиями достижений научно-технического прогресса. Конечным результатом внедрения достижений научно-технического прогресса является значительное повышение эффективности общественного производства, наиболее полное удовлетворение потребностей покупателей в готовой продукции и услугах, а также долговременное и надёжное присутствие наиболее конкурентоспособных предприятий на целевом рынке.

Как показывает практика функционирования рыночной экономики, конкуренция является одной из фундаментальных и общепризнанных экономических категорий. Вместе с тем это объективная и достаточно общая категория.

Из общей экономической теории известно, что любой рынок, независимо от своей принадлежности, функционирует исходя из трёх основополагающих категорий:

· цены товара (услуги);

· взаимодействия спроса и предложения (конъюнктура рынка);

· конкуренции.

В научной и учебной литературе наиболее часто встречаются и следующее определение понятия «конкуренция».

Конкуренция - это активный процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы производства и поставщиков, имеющий место в ходе реализации на целевом рынке продукции, ресурсов, а также экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров (услуг) за наиболее выгодные условия сбыта.

Предметом конкуренции является товар (услуга), а объектом - потребитель (покупатель, заказчик).

Перейти на страницу: 1 2


Другие статьи по теме

Рынок недвижимости в Молдове
Рыночная экономика имеет сложную структуру, одним из важных видов рынка является рынок недвижимости. Объекты недвижимости являются не только важнейшим товаром, удовлетворяющий разнообразные личные потребности людей, но одновременно ка ...

Рынок земли в России
В социально-экономическом развитии общества земельным ресурсам, землепользованию и земельным отношениям всегда принадлежит ведущая роль. Поэтому характер и масштабы земельных преобразований следует рассматривать как один из решающих ф ...

Copyright © 2020 - www.fnavi.ru